80% россиян лечатся без докторов
Страсть к самолечению у россиян растет с каждым годом.
Когда попасть к знающему врачу все сложнее, телевидение многим из нас заменило доктора. Наш человек скорее последует телерекламе или совету друга, чем специалиста. К чему это ведет, разбирался «Мир Новостей».
САМИ С УСАМИ
По данным недавнего опроса ВЦИОМа, 81% россиян (и 87% москвичей) уверен в том, что их здоровье — это их личная ответственность. Так что советоваться многие из нас готовы с кем угодно (родными, знакомыми, интернетом, телевидением), только в последнюю очередь — с доктором.
Чаще всего россияне готовы самостоятельно лечиться от насморка (92%), головной боли (90%), изжоги (86%), кашля (83%), высокой температуры (76%), нарушений пищеварения (70%), болей в спине (55%). Это еще полбеды.
Беда, когда люди сами себе делают назначения, например, при высоком артериальном давлении (42%). «Меня как кардиолога пугает, что более 40% россиян готовы сами себе назначать таблетки от высокого давления», — говорит старший научный сотрудник Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Любовь Дроздова.
НАШИХ КОСИТ ПНЕВМОНИЯ
ВОЗ начала бить тревогу по поводу стремительно распространяющегося самолечения еще 30 лет назад. Это уже привело к тому, что многие антибиотики перестали работать, бактерии стали к ним устойчивы.
Однако, если в цивилизованных странах мира ввели запрет на продажу антибиотиков в открытом доступе, у нас таких запретов либо нет, либо они остаются формальными. «В результате в прошлом году резко выросло количество смертей от пневмонии — ее просто нечем стало лечить, многие микробы приобрели резистентность к существующим лекарствам. В России самый высокий процент устойчивости к антибиотикам», — отмечает первый замдиректора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Юлия Михайлова.
К счастью, по ТВ антибиотики не рекламируют — рекламировать рецептурные лекарства запрещено. Но и среди безрецептурных немало таких, которые нельзя применять бесконтрольно. Да что там, любое лекарство должен назначать врач, ибо безопасных препаратов в природе не существует.
Но люди зачастую верят рекламе. Например: «Когда температура ползет вверх, а градус ответственности не позволяет болеть — прими …». Далее называется препарат из группы нестероидных противовоспалительных средств (НПВС). Покупают, пьют таблетку, которая снимает симптомы и сбивает температуру, и бегут на работу.
Такой подход к своему здоровью чреват не только серьезными осложнениями, особенно если у человека грипп (он может вылиться в пневмонию, острые сосудистые катастрофы, энцефалит и пр.).
ТОКСИЧНЫЙ СПАСАТЕЛЬ
Сами по себе препараты из группы НПВС, к которым относятся ибупрофен, аспирин, парацетамол и пр., считаются одними из самых гепатотоксичных, то есть разрушающих печень.
«Причиной острого поражения печени может стать даже однократный прием нестероидного противовоспалительного средства, например аспирина или парацетамола. Кстати, до 10% пересадок печени связаны с ее поражением этими препаратами», — говорит завотделом гепатологии Московского клинического научно-практического центра, главный московский гастроэнтеролог профессор Игорь Бакулин.
Самым опасным для печени на сегодня признан парацетамол. В Америке его вклад в статистику острой печеночной недостаточности достигает 50%! Кроме того, доказана связь между приемом НПВС и развитием сердечных приступов.
На втором месте в этом рейтинге — противовоспалительные средства (в том числе от артритов, артрозов и пр.). На третьем — антибиотики. Далее следуют противотуберкулезные, противоопухолевые препараты и… средства фитотерапии.
«У нас есть миф: лекарства — это плохо. А вот трава, выросшая на обочине Ленинградского шоссе, — это мать-природа», — прогнозирует гастроэнтеролог Олег Буеверов. И добавляет, что за последние 10 лет количество случаев лекарственного поражения печени после употребления банальных пищевых добавок выросло на 20% (в первую очередь речь идет о препаратах для коррекции веса и экстрактах зеленого чая).
Беспокойство у экспертов вызывает и реклама биодобавок для повышения потенции. Таких препаратов с доказанной эффективностью в мире всего пять. А добавки, как известно, считаются не лекарствами, а едой, и приписывание им лечебных свойств законом запрещено. Но производители выискивают созвучные лекарствам названия и снимают рекламные ролики.
ДОВЕРЧИВАЯ ЮНОСТЬ
«В последний год к нам обращается все больше рядовых пациентов с жалобами — к доктору не записаться, это долго или дорого. Какую таблетку выпить? По сути, роль доктора сейчас выполняет ТВ. Самолечение достигает катастрофических размеров, — говорит эксперт аналитического агентства экспертизы и аналитики фармрынка Елена Григоренко. — По закону, например, реклама лекарственных средств не должна обращаться к несовершеннолетним. Но юристы могут понимать это по-разному. Либо как запрет на слоганы: «Эй, подросток, лечи свои болезни этим препаратом». Либо как запрет на рекламу любых лекарств в дневное время, когда любой ребенок может включить ТВ.
Мой старший сын, например, покупает средства от прыщей, включая антибиотики, мажется ими, а потом плачет: не прошло. В чем-то реклама в условиях отсутствия реальной врачебной помощи помогает. С другой стороны, я уверена, что лекарственные средства не должны рекламироваться, как и сигареты, и алкоголь. Поэтому ФАС должна контролировать ситуацию на рынке рекламы лекарств, чтобы у потребителей не создавались неверные представления об эффективности и безопасности препарата, что приводит к негативным эффектам самолечения.
Одной надписи «Возможны побочные эффекты» часто недостаточно. У людей все чаще складывается представление, что лекарства — еда, тогда как не менее 16% госпитализаций в США связано с неправильным употреблением лекарственных средств. Речь идет о миллионах человек! А у нас просто никто не считает».
Арина Петрова.
FOTOLIA