Какие нововведения ждут онкобольных?

Какие нововведения ждут онкобольных?

Владимир Путин обязал Минздрав разработать программу борьбы с онкозаболеваниями до 2024 года. На нее планируют потратить 1 трлн рублей.

«У нас уже была программа о борьбе с онкозаболеваниями, но она в основном заключалась в строительстве новых онкоцентров», — говорит врач-хирург, академик РАН, член Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко.

Теперь планируют изменить всю систему лечения онкобольных, а также принять новый закон о профилактических осмотрах. Герасименко напомнил, что в развитых странах по рекомендации ВОЗ в обязательном порядке проводится ежегодный скрининг всего населения на три вида рака: рак шейки матки, колоректальный рак (рак кишечника) и рак молочной железы.

Обязательный скрининг на другие виды рака разные страны вводят на свое усмотрение. Так, в Японии всех поголовно заставляют проходить обследование на рак желудка, так как именно он имеет самое широкое распространение в Японии по сравнению с другими онкологическими заболеваниями.

В России нет ни одного обязательного скрининга! Но теперь до 2024 года планируют ввести три обязательных скрининга как минимум по рекомендациям ВОЗ. Николай Герасименко напомнил, что Владимир Путин поручил разработать закон, по которому на обязательный скрининг каждому работнику давался бы один дополнительный выходной день в году:

«По КЗоТу регулярно должны обследоваться у медиков только «вредники», работники пищевых производств, водозаборов и так далее, а основной контингент не участвует. Мы внесли поправку в КЗоТ. Правда, мы были вынуждены учесть пожелания Минздрава, который потребовал, чтобы россияне проходили обследования не раз в год, а раз в три года. Поэтому и выходной будут давать раз в три года. А если в первый день возникнут подозрения на рак, то обследования продлят еще на один день и работодатель будет обязан дать второй выходной».

Впрочем, председатель правления Международного союза пациентов Ольга Вострикова уверена, что полное обследование, тем более включая три скрининга на рак, невозможно пройти ни за день, ни за два.

Еще хуже обстоят дела с выездными осмотрами, а именно такая диспансеризация наиболее распространена сегодня в России.

«Мы обнаруживаем рак у людей, которые проходили осмотры у себя на предприятиях, — рассказывает заведующий онкологическим отделением ГБУЗ МО «СЦРКБ» Александр Степочкин. — Но беда вся в том, что конторы, которые заключают с предприятиями договоры и проводят такие осмотры, потом исчезают, их не найти и спрашивать не с кого! Надо разрешить предприятиям заключать договоры только с официальными медучреждениями, а не неизвестно с какими фирмами».

Другая проблема, которую планируют решить к 2024 году, — это неполная оплата лечения онкобольных страховыми компаниями.

«Тарифы на химиотерапию неадекватны, — продолжает Степочкин. — Наша больница покупает лекарства дороже, чем оплата случая по лечению больного, и это все знают».

Какие еще законы по онкологии планируют принять депутаты в рамках новой программы?

1 Ввести единый порядок лечения пациентов. Сегодня онкобольной может получить назначения в Москве, а вернувшись к себе в регион, не получить назначенных в столице лекарств. «В регионах говорят: в Москве, конечно, врачи молодцы, но мы тебе будем препараты назначать совсем другие», — приводит пример Ольга Вострикова.

2 Ввести единый реестр благотворительных фондов. Сейчас один больной может не получить от фондов ни копейки, а другой пять раз получит в пяти разных фондах деньги на лечение. «Если больной получил деньги в одном фонде, это должно фиксироваться, чтобы он не мог получить в другом фонде деньги на те же самые препараты и тот же самый курс лечения. В целом надо усилить проверку благотворительных фондов, для себя они собирают деньги или для больных», — говорит Вострикова.

3 Ассоциация курортов России должна будет разработать программу лечения онкобольных. «Сегодня онкобольных не направляют в санатории, боятся рецидивов. Это неправильно. Многие онкобольные нуждаются в санаторно-курортном лечении. Специальная программа позволит им выезжать в санатории на реабилитацию», — считает Вострикова.

4 Выделить дополнительное федеральное финансирование на программу «Земский доктор» — первичное звено должно помочь выявлять онкологию в сельской местности. Сегодня программа покрывает лишь 15% от потребностей села, а в регионах, где нет денег, программа вообще не работает.

Аделаида Сигида.

FOTOLIA