Почему число гипертоников в США увеличилось за год на 103 млн?
В США в прошлом году была введена новая классификация артериального давления (АД), и после этого по некоторым подсчетам гипертоников там стало больше на 103 миллиона человек.
Дело в том, что диагноз артериальной гипертензии там, да и в других странах тоже, ставился при давлении 140/90 миллиметров ртутного столба (мм рт. ст.) и выше. Давление ниже этих цифр не считалось болезнью и не требовало приема лекарств. Но 13 ноября американская кардиологическая и американская инсультная ассоциации сообщили об изменении критериев (см. таблицу).
За норму стали считать давление ниже 120/80, а давление 120-129/80, считавшееся ранее нормой, классифицировали как повышенное (то есть его стали рассматривать как предгипертонию). А цифры 130-139/80-89 по новой классификации уже превратились в гипертензию 1-й стадии, и значит, ее нужно уже лечить, и преимущественно лекарствами.
Все что выше 140/90 — это гипертензия 2-й стадии (а ведь раньше с этих значений артериальная гипертония только начиналась).
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СПЕЦИФИКА
Как к этому относиться нам? Мы живем по гипертоническим «часам» Европы. И на их циферблате тоже произошли некоторые изменения. Они были опубликованы в «Европейском журнале по изучению болезней сердца» прямо на днях.
Чтобы вам было удобнее понять, чем отличается европейский взгляд на давление и артериальную гипертензию, мы специально совместили две классификации в одной таблице. Одинаковыми цветами выделены строки с одинаковым давлением в обеих классификациях.
Относительное сходство есть только в первой строке с давлением ниже 120/80. Но даже в этом уже есть различие. Если в США это просто «норма», то в ЕС — «оптимум», что можно считать идеальным давлением. Следующую строку с АД 120-129/80 в США считают уже повышенным давлением (то есть это примерно то, что раньше было предгипертонией).
В Европе эти же цифры для систолического давления (САД) 120-129, а для диастолического давления (ДАД) даже чуть выше — 80-84, расценивают еще как норму. Третья строка с цифрами 130-139/85-89 в Европе называется немножко абсурдно высоким нормальным давлением, но по смыслу это переходное давление, которое традиционно называли предгипертонией — еще не болезнью, но уже и не совсем нормой. А в США это уже гипертензия 1-й степени.
Именно из-за такого понижения планки и прибавилось число больных в США, и самое главное — на радость фармацевтической промышленности прибавилось количество потребителей лекарств для снижения давления. Если в клиниках вам предложат лечить гипертонию по американской классификации — лучше отказаться, скорее всего, вас хотят развести на дорогие препараты.
В Европе считают, что применение лекарств при подобных значениях АД обосновано только в том случае, если у пациента с таким давлением есть очень высокий риск развития инфарктов и инсультов. Это люди со множественными факторами риска, способствующими развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Как правило, это одновременное существование ожирения, сахарного диабета II типа, повышенного холестерина и т. д.
ЗНАЙ СВОИ ЦЕЛИ
Главное новшество, которое ввели европейские кардиологи, — это более мощное лечение гипертонии. Если раньше целью терапии было снижение АД до цифр ниже 140/90 мм. рт. ст., то, согласно новому подходу, нужно стараться снизить давление ниже 130/80.
Вот как выглядят некоторые конкретные рекомендации в европейском руководстве по лечению гипертонии:
большинству пациентов моложе 65 лет лучше иметь на фоне лечения систолическое давление (САД) в пределах 120-129 мм рт. ст.;
пожилым пациентам (65-80 лет) лучше иметь САД на уровне 130-139 мм рт. ст.;
такие же цифры САД рекомендуются и для пациентов старше 80 лет, но только в том случае, если они их хорошо переносят (дело в том, что из-за серьезного поражения сосудов у многих из них есть ИСГ — изолированная систолическая гипертония (см. таблицу), и для нормальной жизнедеятельности им нужно давление повыше).
ДАД на фоне лечения должно снижаться не до 90, как считалось ранее, а до 80 мм рт. ст. и даже ниже.
Всю эту информацию полезно знать людям с гипертонической болезнью и стараться ориентироваться на эти цифры.
Александр Мельников.